Программа Оркестр 2

ПРИНЯТА
протоколом
педагогического совета
МДОАУ «Детский сад № 59
«Ручеёк» г. Орска

УТВЕРЖДЕНА
Приказом МДОАУ
«Детский сад № 59
«Ручеёк» г. Орска
от 31. 08. 2023 № 34
Заведующий Шульц Н.М.

от 31. 08. 2023 № 1

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Детский оркестр «Капельки»
Возраст детей 5-7 лет
Срок реализации – 1 год

Автор-составитель:
Кашигина Елена Анатольевна

г. Орск, 2023 г.

Содержание программы
I
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.

II

Целевой раздел
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации программы
Возрастные и индивидуальные особенности детей 5-8 лет
Планируемые результаты освоения программы

3
4
5
7

Содержательный раздел

2.1.
2.2.

Методы и формы реализации программы
Программное содержание

7
8

2.3.

Взаимодействие с родителями

14

III

Организационный раздел

3.1.

Описание материально-технического обеспечения реализации
программы
Обеспечение методическими материалами и средствами обучения
и воспитания детей
Формы проведения промежуточной аттестации

3.2.
3.3.

15
15
15

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие
музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры
нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие оказывает
ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется
эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится
чутким к красоте в искусстве и жизни.
Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются
занятия, которые, предусматривают не только слушание музыкальных
произведений доступных для восприятия малышей, обучение их пению,
движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучению их игре на детских
музыкальных инструментах.
Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для
себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания
различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют,
улучшается качество музыкально-ритмических движений, дети чётче
воспроизводят ритм.
Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать
чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только
индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы,
сознательных отношений между детьми.
Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности
дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует
развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней
застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В
процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя:
наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и
совершенствуются музыкальные способности.

Актуальность программы:
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской
исполнительской
деятельности,
которая
чрезвычайно
привлекает
дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах
совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка.
Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как
выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается
память и умение сконцентрировать внимание.

Направленность программы:

Программа «Детский оркестр Капельки» направлена на формирование и
совершенствование умений и навыков игры на музыкальных инструментах
через вовлечение дошкольников в музыкальную деятельность и игру.

Новизна программы:
Состоит в том, что, она направлена на формирование общей культуры развития
личности, изучения музыкальных и немузыкальных звуков, их происхождения,
знакомства с различными детскими музыкальными инструментами, способами
игры на них. И, как результат, создание детского оркестра. В программе
используется современная педагогические технология обучения детей игре на
детских музыкальных инструментах Т. Э. Тютюнниковой «Элементарное
музицирование с дошкольниками». А также Программа Т. Н. Девятовой «Звукволшебник», направленная на формирование и развитие интереса к миру звуков
не только традиционных профессиональных музыкальных инструментов, но и
самодельных музыкальных инструментов, которые будят творческую мысль
детей, потребность в самовыражении, инициативности и самостоятельности в
воплощении художественного замысла.

Педагогическая целесообразность
данной программы для детей старшего дошкольного возраста обусловлена их
возрастными
особенностями:
разносторонними
интересами,
любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа
призвана расширить творческий потенциал ребенка, развить его музыкальные
способности, расширить познавательный интерес к миру музыки, обогатить
словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т. к.
именно в этом возрасте закладывается фундамент творческой личности,
закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется
духовность.

1.2. Цели и задачи реализации программы
Цель программы:
является формирование и совершенствование умений и навыков игры на
музыкальных инструментах через вовлечение их в музыкальную деятельность и
игру.

Основными задачами
при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах являются
формирование благоприятных условий для развития музыкальных
способностей детей в наиболее сенситивный период их развития, создание
положительного эмоционального климата в детском коллективе, что, в свою
очередь, позволяет успешно осваивать практический материал.
В течение учебного года также необходимо решать следующие задачи:
Обучающие:
1.Расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и
музыкальными инструментами.
2.Знакомить детей с приёмами игры на детских музыкальных инструментах.

3.Знакомить детей с равномерной ритмической пульсацией и простейшим
ритмическим рисунком, динамикой и темпом, используя «звучащие жесты» и
игру на различных детских музыкальных инструментах.
4.Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля.
5.Поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах.
6.Поддерживать желание играть на инструментах в группе, в повседневной
жизни.
Воспитательные:
1.Активизировать внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и
эстетическую отзывчивость.
2.Направлять детей управлять своим поведением и планировать свои действия.
3.Воспитывать творческую инициативу.
4.Формировать сознательные отношения между детьми.
Развивающие:
1.Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как
выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.
2.Развивать память и умение сконцентрировать внимание.
3. Развивать мышление, аналитические способности.
4. Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук.
5.Способствовать координации двигательных функций организма.
6.Развивать любознательность, фантазию, творческие способности,
музыкальный вкус.
1.3. Возрастные и индивидуальные особенности детей 5-8 лет
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 5 – 8 лет.
Ребёнок 5—8 лет стремится познать себя и другого человека как
представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости
в социальном поведении и взаимоотношениях людей.
В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные
изменения — формируется возможность саморегуляции, дети начинают
предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявляли им взрослые.
Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца
малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и
т.п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых
норм и правил поведения и обязательности их выполнения.
В возрасте от 5 до 8 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о
себе. Эти представления начинают включать не только характеристики,
которыми ребёнок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и
качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в
будущем. В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом
возрасте дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую
часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, их оценки и
мнения становятся существенными для них. Повышается избирательность и
устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети
объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре.
В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей
гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские

качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного
поведения).
К шести годам дети обладают довольно большим запасом представлений об
окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению
задавать вопросы и экспериментировать.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут
заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 25— 30
мин. вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по
правилу, которое задаётся взрослым. Объём памяти изменяется не существенно,
улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут
использовать несложные приёмы и средства.
Возраст 5—8 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком
активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать
самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её.
Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят
действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и
вымышленное.
В процессе восприятия художественных произведений, произведений
музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять
выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится,
обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они
эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы
понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей,
животных, борьба добра со злом. Совершенствуется качество музыкальной
деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными
направленными (образ, средства выразительности продумываются и
сознательно подбираются детьми).
В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное
(замысел ведёт за собой изображение).
В старшем дошкольном возрасте у детей происходит созревание такого
важного качества, как произвольность психических процессов (внимания,
памяти, мышления), что является важной предпосылкой для более
углубленного и расширенного использования интегративного подхода.
Ребёнок 6-8 лет отличается большей самостоятельностью, стремлением к
самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности, у
него ярко выражена потребность в общении со сверстниками. К этому возрасту
у детей развиваются ловкость, точность, координация движений, что в
значительной степени расширяет их исполнительские возможности.
У детей данного возраста более совершенна речь: расширяется активный и
пассивный
словарь,
значительно
улучшается
звукопроизношение,
грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным.
Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально, и в
целом дети 6-8 лет ещё требует очень бережного и внимательного отношения:
они быстро утомляются, устают от монотонности. Эти возрастные особенности
необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных
образовательных ситуаций.
Дети 6-8 лет начинают контролировать слухом исполнение музыки в
различных видах музыкальной деятельности, могут сочетать пение с игрой на

детских музыкальных инструментах, группами исполняя при этом разные
партии.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте главными показателями по
всем формам деятельности являются желание детей музицировать, общаться с
музыкой, радость и удовольствие, которое они получают от совместной
исполнительской деятельности
1.4. Планируемые результаты освоения программы
В результате знакомства с музыкальными инструментами и игры на них
в оркестре у дошкольников формируется устойчивый интерес к
инструментальному
музицированию
как
форме
коллективной
художественной-эстетической деятельности и потребность в этой
деятельности.
При успешном освоении программы используемые формы и методы
работы будут способствовать:
- формированию чувства коллективизма, сплоченности дошкольников и
умению следовать общей идее – «играть музыку»;
- развитию музыкальных способностей;
- развитию интереса к игре на музыкальных инструментах;
- знакомству с миром музыкальных инструментов;
- владению приемами игры на различных музыкальных инструментах,
выразительными особенностями звукоизвлечения и звуковедения, навыками
оркестрового (ансамблевого) исполнения;
- формированию первичных представлений об элементарной музыкальной
грамоте;
- пониманию дирижерского жеста музыкального руководителя;
- воспитанию патриотического чувства, уважения к традициям русской
музыкальной культуры.
- воспитанию у детей веры в свои творческие способности.
II Содержательный раздел
2.1. Методы и формы реализации программы
При реализации программы целесообразно использовать следующие
методы и приемы – это демонстрация игры на различных музыкальных
инструментах, показ приемов игры и способов звукоизвлечения на них,
словесное руководство (рассказ, объяснение, беседа), а так же применять
метод презентационного показа.

Например, рассказ о музыкальных и шумовых звуках или знакомство с
музыкальным
инструментом, можно сопровождать
мультимедийными
презентациями: «Музыкальные и шумовые звуки», «Ударный инструмент –
барабан», «Царь-колокол», «Звонкий бубен» и другие. Показ презентаций
должен длиться 5 - 10 минут.
Полученные детьми теоретические знания о музыкальных инструментах,
а так же примеры приёмов звукоизвлечения на этих инструментах, дети
закрепляют с помощью музыкально-ритмических игр и упражнений.
Например, попросить детей найти музыкальные и шумовые инструменты в
музыкальном зале, и сыграть на них ритмический рисунок своего имени.
Или попросить ребят изобразить дождь с помощью различных
инструментов.
Понятия элементарной музыкальной грамоты закрепляются работой в
индивидуальных альбомах. Здесь
дети распределяют
шумовые
и
музыкальные звуки на листе бумаги, графически изображают, сколько
звуков прозвучало, крещендо и диминуэндо, распределяют звуки по высоте,
рисуют ноты на нотном стане. Таким образом, дошкольники получают азы
элементарной музыкальной грамоты

Этапы работы:
1 этап:
Развивать способность детей к подражанию, которое ярко выражено в
дошкольном возрасте. Знакомство с детскими музыкальными инструментами и
способами игры на них.
2 этап:
Развивать у детей умение самостоятельно исполнять выученные ритмы,
упражнения, отдельные движения, умение действовать сообща в коллективе.
3 этап:
Развивать у детей творческие способности к импровизации в различных видах
деятельности, способности к самовыражению. Игра в ансамбле, оркестре

2.2. Программное содержание
1. Знакомство с музыкальными инструментами.
Познакомить детей с миром музыкальных инструментов, их происхождением.
Рассказать о музыкальных и немузыкальных звуках, классификации
музыкальных инструментов. Познакомить с оркестром русских народных
инструментов и симфоническим оркестром.
2. Моделирование элементов музыкального языка.
Познакомить детей с элементарной музыкальной грамотой: метроритмом,
метрическим пульсом, темпом, двух и трёх дольным размером, сильной долей.
Познакомить с понятиями: гамма, тоника, динамика: форте, пиано, глиссандо,
ускорение и замедление темпа при игре на инструментах, агогика. Графическое

изображение длительностей, высоты нот, их постепенное движение вверх и
вниз.
3. Музыкально-ритмические игры и упражнения.
Закреплять знания элементов музыкального языка в играх и упражнениях
посредством игры на музыкальных инструментах, исполнять «музыкальные
жесты», использовать ритмодекламацию.
4. Игра в оркестре (ансамбле).
Овладевать игрой на ударных инструментах: бубне, барабане, колокольчике,
деревянных ложках, палочках, маракасах, треугольнике, кастаньетах,
трещотках, тарелках.
Овладевать игрой на мелодических инструментах: дудочках, флейтах,
металлофоне на одной и нескольких пластинах, в разной последовательности.
Играть и заканчивать игру вместе, понимать жесты дирижёра.
5. Музыкально-игровое творчество.
Побуждать детей к самостоятельной импровизации на музыкальных
инструментах. Звукоподражать голосам животных и птиц. Придумывать свой
ритмический рисунок и подыгрывать музыкальному сопровождению. Играть с
дирижёром, сочинять музыкальное сопровождение.

Учебно-тематический план:

Название раздела

Количество часов

Знакомство с музыкальными
инструментами

4

Моделирование элементов
музыкального языка

4

Музыкально-ритмические игры и
упражнения

8

Игра в оркестре (ансамбле)

12

Музыкально-игровое творчество

8

Содержание программы:

Месяц

Цели

Примерный
репертуар

Тема занятий
Сентябрь
«Деревянные истории»

1.Познакомить с
деревянными
музыкальными
инструментами и
приемами игры на них.
2.Учить использовать
инструменты при
озвучивании стихов,
потешек. Соотносить
образ и
исполнительский прием.
3.Развивать фантазию,
творчество и
воображение.

Играем:
«Рондо с палочками» С.
Слонимского
Фантазируем:
«Деревянные
разговоры»
«Деревянные танцы»
«Камаринская»
Чайковского
«Марш» муз. Шульгина
«Полька» муз.
Александрова
«Вальс» муз. Майкапара
Озвучиваем стихи:
«Игрушки» Степанова
«Прыг-скок» В. Данько

Октябрь
«Осенний калейдоскоп»

1.Привлечь внимание
детей к красоте и
богатству звуков
окружающей природы.
2.Развивать остроту и
тонкость тембрового
слуха.
3.Развивать слуховое
воображение
4.Способствовать
установлению связей
между слуховыми,
зрительными,

Играем в оркестре:
«Лошадка» муз.
Давыдовой
«Вальс» муз. Майкапара
Озвучиваем стихи:
«Разговор листьев»
Берестова
«Осеннее утром»
Ходырева
Фантазируем:
«Осеннее настроение»
муз. Васильева
«Осенний дождик»
муз. Парцхаладзе
Играем в оркестре:

Ноябрь
«Бумажный карнавал»

тактильными и
мускульными
ощущениями.
1.Познакомить детей c
шуршащими звуками,
предметами и
музыкальными
инструментами, их
издающими.
2.Развивать тонкость
тембрового слуха,
способность слышать
красоту шуршащих и
шелестящих звучаний.

«Дождик» р. н.п.
Озвучиваем стихи:
«В тишине» Суслова
«Шорох к шелесту
спешит»
Мошковской
Играем и поем:
«Много разных звуков»
муз. Боровик
«Мы веселые мышата»
детская песенка.

Играем с
3.Развивать способность инструментами:
к элементарной
«Бумажное шествие»
импровизации, звуковую под музыку
фантазию, ассоциативное торжественного марша
мышление, понимание
«Танец бумажных
смысла выразительных
бабочек»
средств музыки.
под музыку китайского
танца.
Играм в оркестре:
«Шуточка» муз.
Селиванова
Декабрь
«Снежная сказка»

Январь

1.Привлечь внимание
детей к красоте зимних
звуков природы.

Поем и танцуем:
«Снежная сказка» муз.
Лемит

2.Развивать способность Озвучиваем стихи:
к образным и свободным «Снежинки» Липецкого
импровизациям.
«Снег, снег»
Токмаковой
3.Развивать тембровый
слух, чувство ритма,
Фантазируем:
воображение,
«Зимнее рондо»
ассоциативное
Байнихатиса
мышление.
Играем в оркестре:
«Танец Феи Серебра»
муз. Чайковского;
"Аннушка" ч. н. м.
1.Привлечь внимание
Озвучиваем стихи:
детей к особому
«Хрустальный

«Стеклянное
королевство»

качеству и красоте
стеклянных звуков, дать
им качественное
определение.

колокольчик»
Данько
«Хрустальные спицы»
Николаенко

2.Побуждать к образным
и свободным
импровизациям с
предметами из стекла и
музыкальными
инструментами.

Играем:
«Чайничек с
крышечкой»
русский фольклор
«Чайная полька»

3.Учить соотносить
стеклянные звуки с
некоторыми
эмоциональными
состояниями.

Февраль
«Металлическая
фантазия»

4.Развивать тембровый
слух, чувство ритма,
воображение,
ассоциативное
мышление
1.Познакомить детей со
звуками, издаваемыми
металлическими
предметами и
музыкальными
инструментами.
2.Развивать фантазию,
воображение, темброворитмический и
интонационный слух.

Март
«Солнечная капель»

3.Учить пользоваться
переменной динамикой,
соотносить при этом
различные образы.
1.Развивать способность
детей слышать «музыку
природы»
2.Учить находить
способы перевода
речевого
звукоподражания в
музыкальные звуки.

Фантазируем:
«Аквариум» Т. Коти
Играем в оркестре:
«Вальс – шутка» муз.
Шостаковича

Озвучиваем стихи:
«Веселый старичок»
Хармса
Фантазируем:
«Дракон» Берестова
«Туча»
Токмаковой
Играем и поем:
«Колокольцы» р. н.п.
Играем в оркестре:
«Тамбурин» муз. Рамо
Озвучиваем стихи и
сказки:
«Сосулька-свистулька»
Степанова
«Волшебная снежинка»
Хмельницкого
«Весенняя телеграмма»
Суслова

3.Развивать слуховое
воображение.

Фантазируем:
«Солнышко» р. н.п.
«Голоса птиц»
польская песенка
Танцуем:
«Бал ароматов весны»
муз. Чайковского «Фея
Сирени».

Апрель
«Дождик бегает по
крыше»

1.Привлечь внимание
детей к разнообразию
звуковых явлений,
сопровождающих
дождики, ливни.
2.Развивать
представление об
ускорении и замедлении
темпа.
3.Побуждать детей
находить нужные
музыкальновыразительные средства.
4.Чувствовать
взаимосвязь темпа и
динамики, темпа
и артикуляции.

Май
«С утра до вечера»

1.Устанавливать в
сознании детей связь
между музыкальными
звуками и их
возможным смыслом.
2.Развивать способность
к импровизации.
3.Развивать звуковую
фантазию, слуховое
воображение,
ассоциативное

Играем в оркестре:
«Шарманка» муз.
Шостаковича
Озвучиваем стихи:
«Водяная сабелька»
Токмаковой
«Две тучки» Белозерова
Играем и поем:
«Дождик» муз.
Поляновой
«Капельки» муз.
Дубравина
Фантазируем:
«Деревья на ветру»
«Танец молнии»
Играем в оркестре:
«Вальс петушков»
И. Стрибогг

Озвучиваем стихи:
«Рассвет» Данько
«Утренняя сказка»
Данько
«Утренние звуки» Э.
Фарджен
Бунин «Звезды»
Дж. Ривз «Лунные феи»
Играем:
«Зарядка» Данько
Фантазируем:

мышление, способность
к звукоизображению
«неслышимого» – звуков
вселенной, музыки звезд,
хора планет.

«Жук» М. Веховой
«Звездный дождик»
«Разговор звезды
небесной и морской»
«Разговор звезды и
светлячка»
Играем и поем:
«Кукушка и сова»
немецкая нар. песня
«Ария лягушек»
«Лунный кораблик»
«Горят цветные
огоньки»
«Звездочет»
Играем в оркестре:
«Кукушкин вальс» Ч.
Остен
«Космическая фантазия»

2.3. Взаимодействие с родителями
В рамках взаимодействия с семьями воспитанников, посещающихдетский
оркестр «Капельки», осуществляется следующая работа:
- информирование родителей о проведенных занятиях через социальные сети
(вайбер),
- приглашение родителей на открытые занятия (не реже 2 раз в год),
приглашение родителей на концерты (не реже 1 раз в год),
- индивидуальные консультации по запросу родителей,
- разработка рекомендаций / памяток для родителей по вопросам закрепления
полученных на занятиях навыков в домашних условиях.
- родители участвуют в моральной и психологической подготовке детей перед
выступлениями.

III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Описание материально-технического обеспечения реализации
программы
Образовательная деятельность по реализации Программы осуществляется в
музыкальном зале оборудованном:
Столы и стулья для детей
Стол для педагога.
Мольберт
Музыкальные инструменты (металлофоны, дудки, бубны, треугольники, ложки,
и многое другое)

Магнитофон, СD диски.
Дидактический материал
Наглядный материал
Раздаточный материал для муз. дидактических игр
Портреты композиторов русских и зарубежных.
3.2. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и
воспитания детей
1. «Звук-волшебник» Т. Н.Девятова
2. «Методика обучения дошкольников игре на детских
музыкальныхинструментах» Кононова Н. Г.
3. «Музыкальные шедевры» О. П. Радынова
4. «Наш весёлый оркестр», И. Каплуновой
5. «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Э. Тютюнниковой,
созданная по системе музыкальной педагогики К. Орфа
6. «Этот удивительный ритм» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой,
3.3. Формы проведения промежуточной аттестации
1. Концерты
2. Презентации
3. Педагогическая диагностика
Периодичность проведения промежуточной аттестации
Периодичность аттестация обучающихся проводится по завершению
полугодия или учебного года в формах предусмотренных конкретной
дополнительной общеразвивающей программой в период с 21 по 31 декабря и с
17 по 31 мая ежегодно.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (3537) 25-52-11

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».