ПРИНЯТА
протоколом
педагогического совета
МДОАУ «Детский сад № 59
«Ручеёк» г. Орска
УТВЕРЖДЕНА
Приказом МДОАУ
«Детский сад № 59
«Ручеёк» г. Орска
от 31. 08. 2023 № 34
Заведующий Шульц Н.М.
от 31. 08. 2023 № 1
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Социально-гуманитарной направленности
«РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»
Возраст детей 5-7 лет
Срок реализации – 1 год
Автор-составитель:
Алекбаева Анастасия Владимировна
г. Орск, 2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
I.
Целевой раздел
3
1.1.
Пояснительная записка
3
1.1.1.
Цели и задачи реализации дополнительной общеразвивающей программы
«Раннее обучение английскому языку»
Принципы и подходы к формированию дополнительной
общеразвивающей программы «Раннее обучение английскому языку»
Возрастные и индивидуальные особенности детей
4
9
1.3.
Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей
программы «Раннее обучение английскому языку»
Формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации
II.
Содержательный раздел
11
2.1
Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности
11
2.2
Содержание образовательной программы по возрастам
14
2.3.
Описание вариативных форм , способов ,методов и средств реализации
программы
Организационный раздел
21
Описание материально-технического и методического обеспечения реализации дополнительной общеразвивающей программы «Раннее обучение
английскому языку»
23
1.1.2.
1.1.3
1.2
III.
3.1.
5
8
10
23
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Раннего обучения английскому языку» ( далее Программа) имеет социально- гуманитарную направленность и ориентирована на
изучение английского языка для детей дошкольников в возрасте 5-8 лет
Дополнительная общеразвивающая программа «Раннее обучение английскому языку» составлена
в соответствии с нормативно - правовыми документами:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от. 29. 12. 2012 №273-ФЗ
2. Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.№196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 № 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
4. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»
5. Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021г. №2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
Деятельность по реализации Программы в дошкольном учреждении направлена на
максимальное удовлетворение образовательных запросов обучающихся и их родителей ( или
законных представителей) на основе дифференциации и индивидуализации обучения с помощью современных образовательных программ и технологий.
В последние время наблюдается высокий рост числа людей, изучающих иностранные
языки, в том числе - английский. Представляется, безусловно, очевидным тот факт, что целостный образ жизни современного человека немыслим без знаний иностранных языков. Изменения наблюдаются и в возрастной категории обучающихся. И если традиционная методика
была ориентирована, прежде всего, на детей школьного возраста, то, на современном этапе
развития общества, в среде родителей имеется тенденция к максимально раннему началу
обучения детей иностранным языкам. И поэтому в настоящее время обучение иностранным
языкам, как правило, начинается в дошкольном периоде развития ребенка.
Так же формирование у детей знаний лексических и грамматических форм иностранного языка способствует наилучшему освоению собственного языка. Это происходит из-за
того, что в процессе овладения новым средством общения у детей формируется правильное
понимание языка как общественного явления, развиваются их интеллектуальные, речевые и
эмоциональные способности. В русле чрезмерной информированности человеческого общества, ребенок просто не успевает осваивать информационный поток. В данном же случае,
изучая иностранный язык, ребёнок способен к более или менее продолжительной концентрации внимания, у него появляется способность к целенаправленной деятельности, он овладевает достаточным лексическим запасом и запасом речевых моделей для удовлетворения своих коммуникативных нужд.
Актуальность данной программы обусловлена также практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу. К тому
моменту у них будет сформировано главное – интерес к дальнейшему изучению английского
языка, накоплен определенный объем знаний, что значительно облегчит освоение любой
программы обучения английскому языку в начальной школе.
Специфические особенности развития ребенка дошкольного возраста, в частности такие, как непроизвольность психических процессов, сюжетно-ролевая игра как ведущий вид
деятельности, предполагают обучение детей иностранным языкам исключительно в сочетании с иными видами детской деятельности: прогулками, занятиями, а так же играми и наблюдениями.
Форма обучения – очная , подгрупповая. Форма организации – объединение , основная организационная форма учащихся – занятие.
Принципы формирования группы – число участников группы 10-15 человек
1.1.1. Цель и задачи реализации дополнительной общеразвивающей программы
«Раннее обучение английскому языку»
Цель программы: :формирование элементарных умений и навыков общения на английском языке обучающихся дошкольного возраста.
Задачи программы:
Образовательные:
формировать речевую, языковую, социокультурную компетенцию дошкольников;
приобщить к самостоятельному решению коммуникативных задач на английском языке в рамках изученной тематики;
научить элементарной диалогической и монологической речи;
выработать навыки правильного произношения английских звуков и правильного интонирования высказывания.
Развивающие:
развивать основные психические процессы (мышление, память, внимание) через усвоение лексических, фонетических и грамматических единиц английского языка;
расширять кругозор воспитанников;
формировать мотивацию к познанию и творчеству;
ознакомить с культурой, традициями и обычаями страны изучаемого языка;
развивать фонематический слух.
Воспитательные:
расширять круг интересов детей дошкольного возраста через обучение английскому
языку;
воспитывать уважение к традициям носителей изучаемого языка.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию дополнительной общеразвивающей
программы «Раннее обучение английскому языку»
Основным принципом обучения английскому языку в дошкольном образовательном
учреждении является принцип устной речи, который предполагает усвоение учебного материала в устной форме. Психологические особенности детей позволяют им усваивать отдельные слова, словосочетания и конструкции. За короткий период дети должны преодолеть фонетические трудности, овладев основными разговорными навыками, а также накопить необходимый лексикограмматический материал.
Овладению навыками устной английской речи способствует:
- слушание речи преподавателя, несложных рассказов и сказок, составленных на основе знакомой лексики;
- слушание записей;
- выполнение вопросительно-ответных упражнений;
- ведение доступных диалогов с преподавателем и между собой (на основе усвоенного
лексического материла; - участие в различных дидактических играх на иностранном языке; проведение 2-3-минутной «языковой зарядки»; - небольшие сообщения детей в рамках изученной тематики;
- заучивание наизусть несложных стихотворений, песен, скороговорок, загадок; - счет
до 10- в старшей группе и до 20 - в подготовительной группе.
Устный метод является тем фундаментом, на котором строиться учебный процесс по
обучению иностранному языку детей дошкольного возраста. В процессе обучения необходимо опираться на эмоциональную сферу, поскольку в возрасте 5-7 лет детям не присуще понятие осознанной необходимости учения. Занятия должны проходить живо, интересно, красочно.
На занятиях предполагается использование разнообразных пособий: игрушек, кубиков, картинок, лото, фотографий. Формирование артикулярных навыков и формирование навыков общения на языке должно проходить в ситуациях, характерных для повседневной
жизни и деятельности детей дошкольного возраста. Овладению артикулярными навыками
помогает высокая способность детей к имитации и склонность к повторению, «проигрыванию про себя» услышанных слов и фраз. Усвоение детьми материала особенно грамматического, должно быть сознательным (осознанным) Дети не просто заучивают конструкции,
грамматические формы, звуки, но и должны понять, что происходит в конкретном случае.
Для этого используется грамматические упражнения в форме игр и сказок.
В соответствии с поставленными задачами определены следующие принципы обучения:
• принцип коммуникативной направленности, выдвигающий мысль о том, что овладеть каким-либо видом речевой деятельности можно лишь выполняя этот вид деятельности,
т.е. научиться говорить - говоря, слушать - слушая, читать - читая, писать - выполняя письменные задания;
• принцип опоры на родной язык, предполагающий проведение определенных параллелей родного и иностранного языка и установление общих закономерностей;
• принцип интеграции, заключающийся в том, что в процессе обучения какому-либо
одному аспекту или виду речевой деятельности мы задействуем (интегрируем) и формируем
все остальные аспекты и виды деятельности;
• принцип дифференциации, определяющийся тем, что при формировании каждого
отдельно взятого вида деятельности и аспекта языка мы используем особые технологии, построенные с учетом специфических механизмов, лежащих в основе формирования каждого
отдельного языкового и речевого навыка;
• принцип коллективно-индивидуального взаимодействия;
• принцип «минимакса», заключающийся в минимальном количестве вводимых на занятии фраз при их максимальной тренировке;
• принцип игровой основы обучения. Необходимо также учитывать психологию возрастной категории детей, опираясь на принцип коммуникативности, функциональности
мышления детей. На основе данного принципа в программе подобраны темы занятий, совпадающие с интересами детей данной возрастной группы, что способствует более раннему
осознанию ими социальных процессов и подключению личности к этим процессам.
В данной программе указанные задачи и основополагающие принципы решаются в
процессе целенаправленной деятельности: на учебных занятиях, различных внеклассных мероприятий, в практической деятельности, в тесном сотрудничестве с родителями и воспитателями.
Познание мира, познание неродного языка в детском возрасте чаще всего происходит
в деятельностно- игровой ситуации. Игра - это главный мотивационный движитель ребенка,
тот методический инструмент, который обеспечивает готовность к общению на языке.
«Влияние игры очень многосторонне. Переоценить её развивающее значение невозможно»
(Д. Элысонин). Поэтому именно игровая методика определяет основной принцип обучения
иностранному языку в детском саду.
Поэтапное формирование элементарных иноязычных навыков и умений обеспечивает
непрерывность и полноту процесса обучения, отслеживание достижений детей и определение
их уровня сформированности коммуникативной компетенции данного этапа.
Содержание программы, учебные и дополнительные материалы программы призваны:
- способствовать дальнейшему развитию способностей личности ребенка: мышления, памяти, внимания, восприятия, языковой догадки, эрудиции, дисциплины; - развивать его речевые
способности; - развивать мотивацию, волю и активность детей; - приучать дошкольников к
коллективной и самостоятельной работе; - развивать любознательность, артистизм и др.
Программа предполагает непрерывное знакомство с иноязычным фольклором (песни,
стихи, рифмовки, игры, поговорки), со сказочными и страноведческим материалом. Предложенная тематика и формы обучения соответствуют возрастным особенностям, познавательным потребностям и интересам дошкольников, дают простор детской фантазии и возможность проявить свою индивидуальность.
По мере усвоения программы, в процессе диагностирования произносительных, лексических и грамматических навыков (в пределах изученных тем), элементарных коммуникативных навыков и умений в основных видах речевой деятельности (аудировании и говорении), отмечается уровень их сформированности, что позволяет выявить задатки и склонности, начальные знания и умения детей, полученные в детском саду, а так же определить результативность проделанной работы, наметить пути дальнейшей деятельности, цель которой:
создание у детей дошкольного возраста устойчивой мотивации к учебе в целом и к иностранному языку в частности. Коммуникативно-познавательная деятельность в обучении детей
является ведущей как в процессе непосредственной образовательной деятельности, а также в
процессе рисования, лепки, физкультурных упражнений, танцев, экскурсий на природу, игр,
театральных представлений с использованием иностранного языка. Взаимодействие с собеседником звучащим текстом, предметами, картинками вызывает интерес, побуждает к ответной реакции. На раннем этапе обучения иностранному языку происходит формирование основ языковой и минимальной коммуникативной компетенций. Это стимулирует познавательную мотивацию детей и формирует положительное отношение к изучаемому языку и
иноязычной культуре
Программа исходит из того, что содержание обучения детей иностранному языку
должно строиться с обязательным учетом следующих компонентов:
• социокультурный компонент;
• национально-краеведческий компонент;
• межкультурный компонент (сферы коммуникативной деятельности, темы, ситуации
общения, языковой и речевой материал);
• коммуникативно-речевые знания и умения оперировать этими знаниями.
Отбор
содержания
осуществляется
с
учетом
возраста
и
коммуникативно-
познавательных интересов дошкольников. На первый план выдвигаются такие критерии, как
занимательность, красочность, реальность, достоверность, интеркультурная ориентированность. Сформированность элементарных навыков общения на английском языке представляет собой результат овладения языком на каждом конкретном отрезке и этапе раннего обучения. Развитие этих навыков осуществляется в тесной связи с овладением детьми языковыми
средствами общения, страноведческой и предметной информацией, необходимыми общеучебными и компенсационными умениями, развитием социальной активности детей.
1.1.3.
Возрастные и индивидуальные особенности детей
(5 -6 лет) Дети пятого года жизни способны понять, что английский язык отличается
от их родного. Они могут участвовать в речевых играх, воспринимают объяснения речевых
ситуаций на родном языке, соблюдают игровые правила. Преподавателю следует использовать воображаемые ситуации, режиссерские игры, организовывать обмен простыми репликами между детьми на английском языке, варьировать круговые игры. Появляются игрыдраматизации. В группе дети начинают оценивать речевое поведение друг друга, сравнивать
себя и другого с образцом, придумывают слова на новом языке, могут применять подстановочные правила в высказываниях (менять одно слово на другое, сохраняя грамматику, и т.п.).
Действия с игрушками становятся более символическими, дети воспринимают звуковые упражнения как тренировку, отличают звуки одного языка от другого. Ребенок относительно
легко воспроизводит последовательность реплик, но испытывает затруднения при вычленении и изолированном использовании фрагментов устной речи в качестве самостоятельного
высказывания. Наибольшее значение имеют ситуации, в которых ребенок учится осознавать
свои высказывания, сравнивать их с репликами других участников общения. Взрослый не
просто задает речевой образец, а является партнером по игровой коммуникации. Дети знакомятся с национальными праздниками, обычаями, кухней, одеждой, героями народных и литературных сказок.
(6 -8 лет) Дети старше пяти лет способны относиться к английскому языку как к
предмету изучения, задавать о нем вопросы. Воспитатель может проводить беседы на новом
языке, может пользоваться родным языком для объяснения простых грамматических правил
(формирование множественного числа существительных, времен глагола и др.), использовать
схемы и символы. Манипуляции с предметами и игрушками становятся более абстрактными.
Ребенок сначала соотносит звук и букву, потом овладевает алфавитом и понимает разницу в
принципах чтения на каждом из языков. В ролевой игре ребенок способен охарактеризовать
своего персонажа, спланировать свои действия, провести примитивную сюжетную линию. В
группе начинается индивидуализация реплик и высказываний, свободное комбинирование
осознанных элементов, сопоставление простых лингвистических явлений двух языков. В определенных условиях текст монолога достигает длины 10 предложений, а в диалоге ребенок
способен поддерживать беседу длиной до 20 реплик. Дети любят выполнять задания, имеющие письменно-наглядную опору. Наибольшее значение имеют попытки самовыражения на
английском языке, интерес к нему как к явлению. Взрослый является источником сведений
об английском языке и культуре, руководителем в процессе их изучения. Дети узнают сведения по истории, географии, быту страны английского языка, им рассказывают и читают о национальных героях.
1.2. Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы «Раннее обучение английскому языку»
К концу обучения дети 5-6 лет должны владеть следующими умениями и навыками:
- приветствовать, представлять себя, прощаться, благодарить;
- понимать на слух обращения педагога на иностранном языке, построенные на знакомом языковом материале;
- односложно отвечать на вопросы педагога;
- ассоциировать слова и словосочетания с соответствующими им действиями, картинками и описаниями;
- владеть лексическим и грамматическим минимумом данного уровня;
- рассказывать рифмовки, строить краткие диалоги, петь песенки с использованием
изученных движений;
- использовать знакомые речевые образцы на практике, строить мини-диалоги;
- понимать на слух короткие тексты;
К концу обучения дети 6-8 лет должны владеть следующими умениями и навыками:
- владеть определенным программой объѐмом языкового материала (слова, фразы,
стихи, песни и т.д.); уметь составлять монологическое высказывание-описание;
- использовать лексику, соответствующую заданной ситуации;
- понимать английскую речь в рамках программы;
- строить диалог с использованием речевых структур и лексики, предусмотренной
программой;
- понимать и выполнять простые задания и инструкции преподавателя; - задавать вопросы и составлять выводы, основываясь на ответах;
- выражать согласие или несогласие, высказывать, принимать или отвергать предположения; - работать в группе, в паре, неконфликтно общаться, сопереживать.
1.3.Формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации
Оценка освоения реализации дополнительной общеразвивающей программы «Раннее обучение английскому языку» включает в себя промежуточную аттестацию обучающихся с целью оценки уровня достижения обучающимися результатов предусмотренных программой и оценки работы педагогического коллектива с целью возможного совершенствования образовательного процесса
Промежуточная аттестация обучающихся проводится по завершению полугодия и учебного года в форме открытого занятия в период с 20 по 30 декабря и с 15 по 31 мая ежегодно.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
дети 5-6 лет
№
Модуль/Тема
Модуль 1. Здравствуйте, это Я
1.1 Приветствие — прощание
Месяц
Кол-во занятий
Сентябрь
8
1.2 Как дела? Конструкции
8
Октябрь
1.3 Действия
Ноябрь
8
Модуль 2. Что я люблю
2.1 Игрушки
Декабрь
7
2.2 Домашние и дикие животные
Январь
8
2.3 Цвета
Февраль
7
Март
8
Апрель
8
Май
7
Модуль 3. Как я умею
3.1 Счёт в пределах 10
3.2 Команды
3.3 Знакомство
Всего: 72
дети 6-8 лет
№
Модуль/Тема
Модуль 1. Про погоду
1.1 Зимняя, летняя одежда
Месяц
Кол-во занятий
Сентябрь
8
1.2 Времена года
Октябрь
8
1.3 Погода
Ноябрь
8
Модуль 2. Я и моя семья
2.1 Моя семья
Декабрь
8
2.2 Местоимения, Счёт до 20
Январь
8
2.3 Глагол to be
Февраль
8
Модуль 3. Мой город, мой дом
3.1 В городе
Март
4
3.2 Мой дом
Март
4
3.3 Мебель
Апрель
4
Модуль 4. Мои любимые занятия
4.1 Спорт
Апрель
4
Май
8
4.2 Музыка
Всего
72
Календарно-тематическое планирование внеаудиторных занятий на год.
Месяц
Возрастная группа
декабрь
Старшая и подготовительная группа
Форма организации
Кол-во
1
Открытое занятие для родителей
«Our way to knowledge»
февраль
май
Старшая группа
Показ сказки «Теремок» на английском
языке («The little house»)
1
Подготовительная
группа
Показ сказки «Репка» на английском
языке («The Turnip»)
1
Старшая группа
Подготовительная
группа
Итого за год
1
Открытое занятие для родителей
«Our way to knowledge»
1
Старшая группа
4
Подготовительная группа
4
Объём нагрузки за год
Группа
Количество часов за год
Всего
Аудиторные
Внеаудиторные
Подготовительная
72
68
4
Старшая
72
68
4
2.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ ПО ВОЗРАСТАМ
5-6 лет
Модуль 1. Здравствуйте, это Я
Тема 1.1. Приветствие — прощание
Содержание темы
Приветствия и прощания на английском языке. Лексический материал: Hello, Hi,
Bye-bye, Good-bye. Использование данных слов в речи разнообразно. Знание стихотворения «Good morning».
Методы: рассказ детям о различных формах приветствия и прощания на английском
языке. — дидактическая игра «Переводчик» в парах.
Средства образования и развития
Зрительный ряд: серия последовательных картинок с изображением людей, использующих разные формы приветствия, прощания.
Звуковой ряд:
Запись англоязычных диалогов.
Тема 1.2. Как дела?
Содержание темы
Вопрос How are you? Ответы на него: I`m fine! I`m OK! I`m bad. Понимание и использование в речи данных конструкций.
Методы: беседа по картинкам и звуковому сопровождению; динамическая игра How
are you? беседы в парах.
Средства образования и развития
Звуковой ряд:
запись англоязычных диалогов.
Зрительный ряд:
серия картинок с изображением общающихся людей.
Материалы и оборудование: музыкальный центр, телевизор.
Тема 1.3. Приятные слова
Содержание темы
Слова, обозначающие чувства людей: I love you, I miss you, I`m glad to see you, I`m
sorry, Thank you. Понимание и использование в речи данных конструкций.
Методы: беседа с детьми о том, какие приятные (волшебные) слова они знают, психологическая игра «Пожелания» (на английском языке).
Средства образования и развития
Звуковой ряд:
запись англоязычных диалогов.
Модуль 2. Что я люблю
Тема 2.1. Игрушки
Содержание темы
Лексический минимум: toys, a drum, a ball, a doll, a car, a top, a pyramid. Понимание и
использование в речи данных конструкций. Умение отгадывать загадки, называя предметы на английском языке.
Методы: загадывание загадок про игрушки; беседа «Моя любимая игрушка».
Средства образования и развития
Зрительный ряд:
серия картинок с изображением игрушек, сюжетные картинки.
Литературный ряд:
Загадки о кукле, мяче, пирамидке, машинке.
Тема 2.2. Домашние и дикие животные
Содержание темы
Лексический материал: domestic/wild animals, pets, dog, cat, cock, pig, cow; mouse, fox,
wolf, hare, bear. Понимание и использование в речи данных конструкций. Разграничивание
животных на домашних и диких.
Методы: беседа по картинкам; игра-сопоставление: жители фермы и леса.
Средства образования и развития
Зрительный ряд:
серия картинок с изображением различных животных.
Материалы и оборудование: макеты фермы и леса, фигурки животных.
Тема 2.3. Цвета
Содержание темы
Лексический материал: colors, red, green, grey, orange, yellow, brown, black, white,
blue. Понимание и использование в речи данных конструкций. Знание стихотворения о
радуге.
Методы: обсуждение цветов, демонстрация изображений, рассказ стихотворения о
радуге
Модуль 3. Как я умею
Тема 3.1. Счет в пределах 10
Содержание темы
Прямой и обратный счет в пределах 10 по-английски. Знание считалки от 1 до 10.
Методы: заучивание чисел от 1 до 10 на английском языке, счет в прямом и обратном порядке, заучивание считалки.
Средства образования и развития
Зрительный ряд: серия последовательных картинок с изображением чисел
Литературный ряд: Англоязычная считалка от 1 до 10.
Тема 3.2. Команды
Содержание темы
Лексический материал: stop, stand up, sit down, fly, swim,run, sleep, smile, go. Заучивание и выполнение данных команд детьми.
Методы: беседа по музыкальному сопровождению; проведение подвижной игры
«Monkey see – monkey do».
Средства образования и развития
Музыкальный ряд: звуковое сопровождение – ритмическая музыка.
Материалы и оборудование: музыкальный центр.
Тема 3.3. Знакомство
Содержание темы
Лексический материал: What is your name? My name is... I`m... Знание темы «Приятные слова», «Как дела?». Понимание и использование в речи данных конструкций.
Методы: рассказ о способах знакомства в англоязычных странах, диалог на английском языке «Знакомство».
Средства образования и развития
Звуковой ряд: озвучивание диалога «Знакомство».
Тема 3.4. Семья
Содержание темы
Лексический материал: It is a family (a mother, a father, a sister, a brother, a daughter, a
son)
Методы: Методы: беседа по картинкам; игра-сопоставление: Моя семья
Средства образования и развития
Зрительный ряд: серия картинок с изображением членов семьи.
Литературный ряд: стихотворение «My family»
16
Материалы и оборудование: макеты дома с членами семьи
Тема 3.5. Посуда
Содержание темы
Лексический материал: It is a glass (a cup, a saucer, a plate, a fork, a spoon, a knife, a
kettle).
Методы: Методы: беседа по картинкам; Построение простых предложений. Рассказ
«Посуда»
Средства образования и развития
Зрительный ряд: серия картинок с изображением разных видов посуды.
Материалы и оборудование: посуда чайная и столовая
Тема 3.5. Еда
Содержание темы
Лексический материал: Milk, bread, butter, honey, nuts, water, soup.
Методы: Методы: беседа по картинкам; Построение простых предложений. Рассказ
«Еда»
Средства образования и развития
Зрительный ряд: серия картинок с изображением продуктов питания
Дети 6-8 лет
Модуль 1. Про погоду
Тема 3.1. Зимняя, летняя одежда
Содержание темы
Лексический материал: winter, winter coat, boots, scarf, snow suit, winter hat; summer,
rain coat, dress, shorts, cap, shoes, socks, hat, skirt, T-short. Понимание и использование данных конструкций в речи и играх.
Методы: беседа о видах одежды, рассказ о том, что некоторые похожие виды одежды в английском языке называются одинаково; дидактическая игра-сопоставление на разграничение летней и зимней одежды.
Средства образования и развития
Зрительный ряд: серия последовательных картинок с изображением одежды; карточки для игры-лото.
Тема 1.2. Времена года
Содержание темы
Лексический материал: названия веремен года (winter, spring, summer, autumn); знание месяцев (Январь — January, Февраль — February, Март — March, Апрель — April,
Май — May, Июнь — June, Июль — July, Август — August, Сентябрь — September, Ок17
тябрь — October, Ноябрь — November, Декабрь - December). Знание стихотворения про
времена года. Умение соотносить месяцы и времена года.
Методы: беседа по картинкам; игра на соотнесение месяцев и времен года.
Средства образования и развития
Зрительный ряд:
серия картинок с изображением пейзажей в разное время года.
Тема 1.3. Погода
Содержание темы
Лексический материал: названия природных явлений (rain, snow, wind, hot, cold).
Умение использовать речевую конструкцию It is..., говоря о погоде в этот день.
Методы: беседа о погоде на улице; работа с календарем погоды.
Средства образования и развития
Зрительный ряд:
серия картинок с изображением погодных явлений.
Модуль 2. Я и моя семья
Тема 2.1. Моя семья
Содержание темы
Лексический материал: family, children, mother, father, sister, brother, son, daughter,
grandmother, grandfather. Использование данных конструкций в играх и в общении.
Методы: беседа о семье, о членах семьи, рассказ по-английски о семье; игра-лото с
изображением членов семьи.
Средства образования и развития
Зрительный ряд:
серия последовательных картинок с изображением различных членов семьи, картинки с изображением полной семьи.
Тема 2.2. Местоимения
Содержание темы
Лексический материал: I, We, You, He, She, They. Различение их между собой. Использование вместе со знакомой лексикой.
Методы: беседа по картинкам с изображением одного или нескольких людей; игралото на узнавание местоимений с группами людей и ч одним человеком.
Средства образования и развития
Зрительный ряд:
серия картинок с изображением разнообразных людей и групп людей.
Материалы и оборудование: игра-лото.
18
Тема 2.3. Глагол to be.
Содержание темы
Лексический материал: формы глагола — am, are, is. Правило применения глагола с
разными местоимениями. Использование знакомой лексики в новой форме — составление
предложений по картинкам.
Формы, способы, методы
Методы: рассказ детям о правилах использования глагола с местоимениями и различными словами; рассказ о том, как составлять предложения.
Средства образования и развития
Зрительный ряд:
серия картинок с изображением знакомого лексического материала.
Модуль 3. Мой город, мой дом
Тема 3.1. Мой город
Содержание темы
Лексический материал: house, park, school, road, shop, street, bus-stop, zoo, cinema,
kinder-garden. Использование данных слов в речи, составление предложений с данными
словами.
Методы: беседа о городе, о публичных местах (кино, театр, парк), о правилах поведения в городе; игра «Составь предложение» по картинкам.
Средства образования и развития
Зрительный ряд:
серии картинок с изображением знакомых детям предметов, мест.
Тема 3.2. Мой дом
Содержание темы
Лексический материал: kitchen, bathroom, dining-room, hall, bedroom, wall, door, floor,
ceiling. Использование данных слов в речи, составление предложений с данными словами.
Конструкция I have...
Методы: беседа по картинкам, рассказ о правилах использования конструкции I
have..., игра «Составь предложение» по картинкам.
Средства образования и развития
Зрительный ряд: серия картинок с изображением квартиры, комнат; картинки с изображением уже знакомых предметов.
Тема 3.3. Мебель
Содержание темы
19
Лексический материал: table, chair, lamp, curtain, sofa, cupboard, mirror, fridge,
bookcase. Знание названий цветов, лексики из предыдущих тем. Составление предложений
и рассказа по картине. Конструкция I have...
Методы: рассказ детям о мебели, составление образца рассказа по картине с использованием конструкции I have...
Средства образования и развития
Зрительный ряд: серия картинок с изображением комнат, мебели.
Модуль 4. Мои любимые занятия
Тема 4.1. Спорт
Содержание темы
Лексический материал: football, hockey, tennis, basketball, ball,racket, skis,
skates.
Конструкция I like... Использование данных слов и конструкций в общении и играх.
Методы: беседа о видах спорта, о спортивных атрибутах; составление образца рассказа «Мой любимый вид спорта» с использованием конструкций I have... и I like... Игра
«Переводчик», игра-соотнесение «Что перепутали спортсмены».
Средства образования и развития
Зрительный ряд: серия последовательных картинок с изображением спортивных игр
и спортивного инвентаря.
Тема 4.2. Музыка
Содержание темы
Лексический материал: music, sax, violin, flute, drum, piano, accordion, concert, play
the... listen to music. Конструкция I like... Составление рассказа с использованием данных
слов и конструкций.
Методы: беседа по картинкам и музыкальному сопровождению; составление образца
рассказа; игра «Переводчик», «Составь предложение».
Средства образования и развития
Музыкальный ряд: звучание различных инструментов.
Зрительный ряд: серия картинок с изображением музыкальных инструментов.
Материалы и оборудование: музыкальный центр.
Тема 4.3. Хобби
Содержание темы
Лексический материал: слова по темам Музыка, Спорт. Конструкция I have..., I like...
Умение составлять предложения с использованием данных слов и конструкций. Составление рассказа «Моё хобби» по образцу.
20
Методы: беседа о видах хобби; составление образца рассказа «Моё хобби» с использованием конструкций I have..., I like... Игра «Переводчик» в парах.
Средства образования и развития
Зрительный ряд: серия картинок с изображением знакомых предметов.
Тема 4.4. Моё любимое время года - лето
Содержание темы
Лексический материал: Построение простых предложений. Рассказ « Лето». It is
summer. The windblows., The sun shines. It rains. It is a flower.
Методы: беседа по картинкам и музыкальному сопровождению; составление образца
рассказа; игра «Переводчик», «Составь предложение».
Средства образования и развития
Музыкальный ряд: песенки о лете
Зрительный ряд: серия картинок.
Материалы и оборудование: музыкальный центр.
Тема 4.5. Рассказ о себе
Содержание темы
Лексический материал: Повторение изученного материала. Учить детей рассказывать о себе, объединив все знакомые им высказывания: назвать свое имя, фамилию,
сколько лет, места куда любит ходить, чем занимается (хобби), какой вид спорта любит,
что любит поесть, каких животные и игрушки ему нравятся, что у него есть, перечислить
свою семью, кем хочет стать.
2.3. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации дополнительной общеразвивающей программы.
Данная программа обучения представляет собой игровую форму занятий. Обучение
проводится с опорой на родной язык, но постепенно переходит на иностранный.
Направлена программа на быстрое и качественное овладение разговорным английским
языком (правильно называть цвета, считать до 10, рассказывать о себе и так далее).
Ведущей формой организации является групповая. Наполняемость групп – 15-20
человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность зависит от возраста детей.
Групповые занятия имеют следующую структуру:
Вводная часть:
- приветствие, организационный момент;
- фонетическая разминка.
Основная часть:
21
- лексический материал по теме занятия;
- речевой материал по теме;
- грамматический материал;
- чтение рифмовок, стихотворений, пение песен;
- игры на закрепление материала;
- физкультминутки.
Заключительная часть:
закрепление пройденного материала в виде игр, диалогов, речевых ситуаций; прощание на
английском языке.
Особенности организации образовательной деятельности.
Учебный материал
подается в игровой форме, не утомительной для ребенка. Различные творческие задания
будут способствовать развитию воображения и помогут лучше усвоить пройденный материал на занятии. Обучение проводится с опорой на родной язык, но постепенно переходит
на иностранный. Направлена программа на быстрое и качественное овладение разговорным английским языком (усвоение алфавита, правильно называть цвета, считать до 10,
рассказывать о себе и своей семье и так далее). Ребенку придется прослушивать сказки,
дорисовывать предметы и придумывать рифмовки, раскрашивать, соединять точки, находить спрятавшихся зверюшек и многое другое. На каждом занятии дети разучивают стишки, пословицы, песни либо рифмовки которые построены на словах и фразах, уже усвоенных ребенком. Таким образом, данная программа основывается на «коммуникативной методике». При помощи коммуникативного метода у детей развивается умение говорить и
воспринимать речь на слух. В процессе общения осваивается и грамматика. Сначала ребенок запоминает слова и выражения, а потом начинает понимать различие между языковыми формами: единственным и множественным числом. Дети сразу учатся говорить
правильно. Формы обучения должны быть направлены не на усвоение как можно большего количества лексических единиц, а на воспитание интереса к предмету, развитие коммуникативных навыков ребенка, умение выразить себя. Важно добиться определенных качеств владения материалом, что должно позволить ребенку при минимуме средств, предполагая последующее нарастание языковых единиц в компетенции ребенка использовать
их ситуативно и осмысленно.
Форма работы с детьми:
занятия с привлечением подвижных игр и физкультурных упражнений,
занятия – беседы;
22
специальные занятия – просмотр видео фрагментов – как дополнение к основным
занятиям;
музыкальное сопровождение на занятие;
праздники и развлечения, на которых дети могут показать свои достижения – инсценировать сказку, продекламировать стихотворение;
совместная игровая деятельность педагога и детей, где решаются творческие задачи, проблемные ситуации, придумываются загадки, составляются лимерики;
индивидуальная работа учащихся;
знакомство с литературой;
диагностика
Занятия не должны быть утомительными, перегруженными новым материалом. Рекомендуется на одном занятии вводить не более 2-3 новых слов или 1-2 предложений. При
отборе языкового материала необходимо учитывать речевой опыт учащихся в родном
языке. Усвоение языкового материала английского языка должно составлять естественную часть обучения всем видам деятельности в детском саду. Это облегчит понимание
учащимися смысла слов, а также активное включение их в живую разговорную речь.
Коммуникативный метод является доминирующим, в наибольшей степени соответствующий специфике иностранного языка как учебного предмета. С помощью данного
метода решается первоочередная задача - овладение элементарными навыками и умениями устного иноязычного общения на раннем этапе изучения английского языка, начальное
формирование способности детей к общению на межкультурном уровне.
Наглядный метод предусматривает непосредственный показ предметов и явлений
окружающего мира, наглядных пособий с целью облегчения понимания, запоминания и
использования учебного материала в практической деятельности учащихся.
Игровой метод предполагает использование в образовательной деятельности разнообразные игр: дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых.
3.Организационный раздел Программы
3.1. Описание материально-технического и методического обеспечения
реализации дополнительной общеразвивающей программы «Раннее обучение английскому языку»
Учебный материал практического курса рассчитан на два занятия в неделю. Занятия для детей 5-6 лет длятся не более 25 минут (1 академический час). Занятия для детей
6-8 лет длятся не более 30 минут (1 академический час).
23
Занятия проводятся в кабинете учителя-логопеда.. Демонстрационный дидактический материал хранится в шкафу.
3.2. Учебно-методическое обеспечение Программы
1. Учимся говорить по-английски в детском саду: Учебно-методическое пособие. –
Белгород: Изд-во ПОЛИТЕРРА, 2011.
2 Агеева И.Д. Английский язык для детей: Сборник занимательных заданий. - Спб.:
Лениздат, Издательство «Союз», 2001.
3. Дольникова Р.А., Фрибус Л.Г. Как детишек нам учить по-английски говорить./Обучение детей от 4 до 7 лет. Пособие для педагогов и родителей – Спб.: КАРО,
2011.
4. Ежакова Л.С. Путешествие с рифмой. ( Английский для малышей.) М.: Айрис,
2009.
5. Лосева С.В. Английский в рифмах М.: Буклет, 2011.
6. Астафьева М.Д. Игры для детей изучающих английский язык. М.: Мозайка-Синтез
, 2010
7. Компанейцева Л.В Английский с мамой М., 2012.
8. Вербовская М.Е Шишкова И.А Английский для малышей / под.ред. Бонка Н.А.
М., 2009.
9. Английский язык для дошкольников. Игры, песни, стихи. Методическое пособие
по созданию языковой среды в детском саду. - М.: Аквариум ЛТД, 2002.
Оборудование:
комплект столов и стульев для дошкольников;
магнитная доска;
стол для педагога;
стенка для хранения дидактического материала
Технические средства обучения:
Ноутбук
Телевизор
Магнитофон с комплектом аудиозаписей.
Набор игрушек и картинок.
24
Наглядно – образный материал: иллюстрации и картинки; наглядно – дидактический материал по темам: «Моя семья», «Мой город», «Спорт», «Времена года», «Игрушки», «Дикие и домашние животные», «Мебель», «Продукты питания»; игровые атрибуты;. стихи,
загадки.
Дидактические игры: волшебный кубик» по темам: «Животные»; «Игрушки»; «Времена
года», «Цвета», лото «Времена года» ,»Животные», «Виды спорта»
25